Роман Портрет Дориана Грея — это наиболее известное произведение Оскара Уайльда. Он переведен на сотни языков мира, экранизировался более 30-ти раз, что говорит о несомненному интересу к роману. Большое количество кинокартин, снятых по мотивам произведения, породило трансформацию реплик персонажей, последовательность событий. Книга – это первоисточник всех последующих вариаций известного сюжета. Предлагаем вам подборку наиболее известных цитат из романа Оскара Уайльда, в которых есть много размышлений о жизни, о счастье, о любви, браке и искренности или фальши людей.
Многим писателям для того, чтобы написать великое произведение, требуются годы. Оскар Уайльд, наоборот, написал свое произведение очень быстро – всего за три недели. Впервые интеллектуально аллегорическая повесть была опубликована в 1890 году в одном из американских журналов. Через год роман был переработан и издан отдельной книгой. В частности, в новой публикации появилось предисловие, ставшее манифестом эстетизма, а также 6 глав. Некоторые главы из первого издания были исправлены и дополнены.
Согласно сюжету романа художник Холлуорд пишет портрет привлекательного юноши Дориана Грея. Поддавшись влиянию идей гедонизма, Дориан не желает поддаваться времени и хочет всегда оставаться молодым. Он выражает желание, чтобы вместо него, старел его портрет. Тогда портрет принимает на себя старость, на нем отражаются все изменения главного героя, причем не только внешние, но и внутренние, которые проявляются во взгляде, ухмылке. Читая произведение Оскара Уайльда, невольно возникает желание посмотреть на себя со стороны и переосмыслить свою жизнь, сделать ее добрее и лучше.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.
Для гения границ не существует.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
А как же его эстетическая роль?
Молодость весела без причины, — в этом ее главное очарование.
Разве всегда для веселья нужно искать повод? Почему нельзя просто жить и радоваться жизни, веселиться?
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Символ всегда лежит внутри творения, его могут увидеть не все.
Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.
Как можно любить всех, если вокруг столько подлецов?
В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели — людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных.
Тогда, наверное, их приходится бояться еще больше…
Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас.
Тогда просто дополнять друг друга будет нечем.
Спорят только безнадежные кретины.
Спорят те, у кого есть своя точка зрения, и кто уверен в своей правоте.
Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей.
Безделица — это деградация, разве к ней может быть интерес?
Величайшие грехи мира рождаются в мозгу.
А совершаются сердцем.
Между капризом и «вечной любовью» разница та, что каприз длится несколько дольше.
Парадокс вечной любви состоит в том, что она столь коротка.
Пунктуальность — вор времени.
Пунктуальность — это попытка себя дисциплинировать.
Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого.
А любовь — это тоже сплошной обман?
Единственный способ избавиться от искушения — уступить ему.
Тогда придется избавляться либо от стыда, либо от угрызений совести.
Люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни.
На сцене каждый играет свою роль, а в жизни все носят маски.
Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.
Это неумение доводить дело до конца и нехватка целеустремленности мешают, а не женщины.
Быть хорошим — значит жить в согласии с самим собой.
Это значит быть не только хорошим, но и счастливым.
В сущности, искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится.
Всякое творение — это отражение души своего создателя.
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те, и другие — разочаровываются.
А исключения в браках бывают?
Вряд ли я когда-нибудь женюсь. Я слишком влюблён.
Влюбленность — это попытка защитить себя от быта и серых будней в браке.
Женщины в жизни — прекрасные актрисы.
Женщины редко бывают искренними, им всегда приходится что-то изображать.
Вся прелесть прошлого в том, что оно — прошлое.
Если прошлое было хорошим, то в том, что оно уже прошлое кроется не прелесть, а целая трагедия.
Её наряды выглядели так, как будто были задуманы в припадке безумия и надеты в бурю.
По-моему, так сейчас выглядят наряды большинства.
Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.
А где взять силы, чтобы все это повторить?
В основе оптимизма лежит чистейший страх.
Страх признать, что что-то может пойти не так.
— Я провозглашаю истины будущего.
— А я предпочитаю заблуждения настоящего.
Лучше совершить ошибку в настоящем, чем уверенно доказывать то, что зависит отнюдь не от нас.
Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие обращают на это внимание.
Флирт — это всегда игра на публику.
Трагедия старости не в том что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.
Трагедия старости состоит в несоответствии физических возможностей душевным порывам.
В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё.
Да и вообще, в реальном мире много несправедливостей.
Женщины не бывают гениями. Они — декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят — и говорят премило.
Женщины — продолжение рода, разве этим они не гении?
Я никогда ничего не одобряю и не порицаю, — это нелепейший подход к жизни.
Это безразличие к жизни.
— Любовь питается повторением, и только повторение превращает простое вожделение в искусство. Притом каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страсть остается единственной и неповторимой. Перемена только усиливает её. Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще.
— Даже если оно вас тяжело ранит?
— Да, в особенности тогда, когда оно вас ранит.
Это что же, чтобы постоянно быть счастливым, нужно часто влюбляться?
Женщины переносят горе легче, чем мужчины, так уж они созданы! Они живут одними чувствами, только ими и заняты.
Ну почему же только чувствами? Еще своей внешностью…
В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем.
Родителей не судят.
Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.
Если каждый начинает проявлять и доказывать свою индивидуальность, то брак заканчивается разводом.
Детали всегда банальны.
Более того, их постоянно ищут, а они всегда находятся на поверхности.
В радости, как и во всяком наслаждении, почти всегда есть нечто жестокое.
Это, пожалуй, последствия радости…
Каждый живёт, как хочет, и расплачивается за это сам.
В жизни за каждый свой выбор приходится расплачиваться.
Первой попытку перенести сюжет о стареющем портрете предприняла Дания в 1910 году. В России (в то время еще в Российской империи) первая экранизация была в 1915 году, где в роли Дориана снялась женщина. Затем фильм был снят в Советском Союзе в 1968 году, и третья, на сегодняшний день последняя русскоязычная экранизация была сняла в 2013 году.