«Век живи, век учись», – говорим мы, покачивая головой и удивляясь тому, что каждый день приносит нам новые знания, несмотря на то, что мы давно уже закончили школу. В чём же смысл этой пословицы?
Кто сказал «Век живи, век учись»
Трудно определить точное место и время происхождения выражения о необходимости учиться всю нашу жизнь. Одним из самых первых упоминаний об использовании этих слов являются «Нравственные письма к Луцилию, LXXVI» римского философа-стоика Луция Аннея Сенеки, датированные 4 годом до нашей эры, в которых он писал «Век живи — век учись тому, как следует жить». В «Словаре идиом Американского наследия» отмечается, что в английском языке близкое по значению выражение «Живи и учись» употребляется со второй половины XVI столетия.
Похожие по смыслу пословицы на английском и прочих языках
В том или ином виде данная фраза присутствует практически во всех языках мира. Вот лишь некоторые из них:
- Live and learn (англ.)
- On s’instruit ? tout ?ge (фр.)
- Man lernt nie aus (нем.)
- Ei oppi ojaan kaada (фин.)
- Fin alla bara sempre se n’impara (итал.)
- Al doende leert men (голл.)
- ?мір с?реді ж?не ?йрену (казах.)
В татарской и хорватской культуре есть даже сказки, раскрывающие смысл этого выражения. В русском языке эти слова широко используются и в бытовой, и в литературной речи, например, в произведениях классиков Д. И. Фонвизина, П. И. Мельникова-Печерского, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
«Век живи, век учись, дураком помрёшь»: продолжение фразы
Один из вариантов данного выражения, имеющий довольно неожиданное продолжение «Век живи — век учись (а умри дураком)» в 1853 году был зафиксирован в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Смысл этой интернациональной пословицы заключается в том, что, сколько бы мы ни узнавали в жизни, мир непознанного все равно будет неизмеримо больше, поэтому, при желании, всегда можно и нужно учиться чему-то новому, для практической пользы или для души, что, в конечном итоге, бывает гораздо полезнее.
Выражение является именно пословицей, а не поговоркой.
Как писать сочинение по теме
Данное выражение часто входит в перечень тем школьных сочинений. Одной из ситуаций, которую можно рассмотреть в качестве примера для такой работы, может быть следующая: плавное изменение мировоззрения даже тех людей, кто считает, что «старую собаку новым трюкам не научишь». Мир технологий стремительно меняется с каждым годом, приходится меняться и людям: бабушки продолжают сидеть у подъездов, но уже с сотовыми телефонами; эти же бабушки и дедушки с большим удовольствием используют возможности интернета, о котором ещё совсем недавно ничего не знали, для того чтобы общаться по скайпу с живущими в других городах близкими; читают электронные книги, смотрят кино и передачи по телевизорам нового поколения, хотя отлично помнят ещё здоровенные «ящики» с ручным управлением, демонстрирующие лишь чёрно-белое изображение. Мир вокруг нас не статичен.
Даже если человек очень не хочет учиться чему-то новому, ему придётся это делать, как говорится, «жизнь заставит», иначе он не сможет нормально жить в постоянно меняющейся объективной реальности. Ленность ума не оправдание нежеланию приложить определённые усилия для узнавания и использования чего-то нового, будь то покупка электронных билетов или общение по ватсаппу с «засыпающимся» на контрольной по математике любимым внуком.
Слова М. Жванецкого «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Порой возраст приходит один», сказанные в чужой адрес, кажутся нам смешными. Для того чтобы не было смешно кому-то ещё, когда их произнесут по отношению к нам, стоит всю жизнь руководствоваться названной в конце пословицей.